fotoОхОтА’ урок 2 — съемки пейзажа

Обилие предстоящих выходных вносит коррективы в запланированную мной учебную программу. Раз уж май, выходные и тепло, то почему бы не использовать это при выполнении задания? Итак, нам предстоит заняться пейзажем! Ключи к этому «особняку» искусства фотографии я выдам в конце урока, а пока расскажу, как можно сделать красивые кадры природных пейзажей.

Как бы то ни было, но при съемке пейзажей композиция также важна, как и в натюрмортах! Так что мало отыскать красивое и живописное место, надо учесть и кое-что ещё…

Освещение – общие сведения

При съемке вообще, и природы в частности, большое значение имеет освещение. Освещение зависит не только от времени суток, но и от времени года и от погоды. И как ни странно, формулой успеха здесь не является ясный и солнечный летний денек. Даже напротив, красивые и действительно атмосферные кадры чаще получаются в дождливую погоду, в условиях тумана, сумерек или хотя бы облаков на небе, благодаря которым  на снимках появляются интересные, оживляющие переходы освещения.

Стоит особенно отметить, что именно свет передает зрителю ощущения и обстановку снимка. Он передаёт настроение, поэтому о нём нужно всегда думать в первую очередь.

Наиболее доступные возможности сделать интересные кадры пейзажей – это выйти на охоту утром или вечером. Это так называемые «золотые часы», во время которых солнечный свет обладает особой магией – способностью освещать любой предмет золотом :)

Выбор позиции

К слову сказать, правильный ракурс при работе с пейзажем тоже следует вбирать исходя из освещения. Вы, наверняка, отмечали важность точки съемки при выполнении первого задания. Теперь стоит поработать с этим более плотно.

Фронтальный свет. Наиболее распространен выбор позиции для съемки, при котором источник света находится за спиной фотографа. Это обеспечивает композиции равномерное освещение, а цветам – яркость, однако, делает кадр более плоским, т.к. лучи света падают равномерно на всю плоскость.

Боковой свет. С ним довольно просто работать, но вместе с тем, снимки получаются более художественными, поскольку такой ракурс даёт возможность без особых усилий выделить важную часть кадра и «скрыть» всё остальное. Нужно лишь выбрать такое положение, при котором свет падает на главный объект снимка. Такой «приём» позволит передать ощущение объемности и естественную форму предметов съемки.

Контровый свет. Довольно сложный в работе ракурс, когда источник света находится напротив объектива, т.е. светит в лицо фотографа. Но для пейзажных снимков он подходит отлично, особенно для съемки деревьев, лесных видов. Интересный приём – съемка при контровом свете с большим значением диафрагмы (выше F 19): вы сможете запечатлеть длинные и резкие лучи, но снимать, естественно, нужно с объективом и в ясную погоду.

Пара слов о временах года

Так уж заведено, что большинство снимков природы мы делаем летом, снимая отпуск, выходные и всяческие вылазки подальше от дома. Но попробуйте снять своё любимое место отдыха сейчас – весной (а потом для сравнения летом и осенью) и вы увидите, как же красиво оно именно при весеннем солнце! Просыпающаяся природа наиболее четко показывает контрасты – крохотные зеленые листья на большой серой от зимы ветке, только-только пробивающиеся цветочки среди темной от влаги земли, таинственные туманы и забавные по форме облака.

Не поленитесь сходить на охоту ранним утром, когда, быть может, на лужах ещё есть кусочки льда – это вообще отдельный простор для творчества. Кроме того, утром можно увидеть то, что не видно днём из-за суеты и большого количества людей-машин.

О композиции

Выбрав правильный свет, нужно продумать композицию кадра. Тут самое время вспомнить материал первого урока, правило третей, а ещё известное по школьной программе «золотое сечение» и определить цель фотографирования – главный объект кадра.

Цель!

О, да! Об этом можно говорить очень долго, но именно правильная постановка цели (не только в фотографировании, но и вообще), позволяет добиться желаемого! Поэтому при выборе объекта съемки определите цель, и только потом обратите внимание на детали, которые помогут её подчеркнуть, но при этом не уведут внимание зрителя. Неточности с определением цели были на нескольких работах в первом отчёте. Итак, цель – это самый большой, самый значимый объект кадра, всё остальное должно быть мельче, тусклее и всяческим образом менее заметным :)

Цель всегда должна оставаться королевой кадра, именно она должна говорить, о чём ваш кадр. Только после этого обратите внимание на то, что может дополнить цель, раскрыть её во всей красе (можно вспомнить известную поговорку, что «короля делает свита»). Но при этом следует исключить из кадра всё лишнее. Увы, но при съемках природы часто этим лишним может оказаться близваляющийся мусор, чья-то часть туловища и тому подобные явления.

Линии

Любой ландшафт имеет свои линии, при съемке пейзажей они ещё более явны, чем при съемке натюрмортов у стены ))

Линии нужно использовать для создания центрального элемента композиции, применяя правила третей, чтобы не «разорвать» кадр половинками. Оптимальный вариант – выбрать ракурс, при котором линии будут провожать внимание зрителя к объекту съемки, самый простой пример – дорога к дому. Кроме того, в качестве линий может быть река, тропинка, забор, линия берега и даже тень!

При этом помните, что линии так или иначе будут разделять кадр одним только своим присутствием (именно поэтому правильно третей так важно!). Поэтому нужно постараться сделать так, чтобы все части кадра были одинаково загружены объектами. Оптимально располагать значимые объекты на пересечении линий, в точках, которые выделены красным в предыдущем уроке.

Задний план

При съемках ландшафта очень важна перспектива, создающая простор и объем. Её легче всего получить, выбрав точку съемки выше человеческих глаз – вид сверху, но часто это не так-то просто осуществить на практике.

Кроме того, важно, чтобы взгляду зрителя было куда устремиться. Логично, если он будет перемещаться с переднего плана вдаль. Этого опять же можно добиться с помощью линий, по направлению которых будет перемещаться взгляд. Снимая, к примеру, дорогу, нужно сделать это, ориентируясь на человеческий взгляд, а он перемещается, напомню, из нижнего левого угла в верхний правый. Кстати, попробуйте пофотографировать дорогу наоборот, и потом при просмотре снимков, вы сами поймете психологию нашего восприятия, что, в свою очередь, поможет в дальнейшей работе с линиями при съемке.

Итак, наши ключи на неделю, выданные исходя из материала урока: природа, линия, контраст. Если с первым ключом всё понятно, то вторые два отдаю на волю ваших идей. Линии могут быть совершенно любыми, как естественными, так и искусственными, ну а под контрастом тоже следует понимать всё, что угодно в рамках этого термина. Это может быть как контраст используемой цветовой гаммы, так и контраст света и тени, зимы и лета, радости и грусти - вариантов великое множество, фантазируйте :)

Жду ваших фотографий до вечера 6 мая включительно. Большая просьба называть фото и тему письма строго: foto2_ваш*ник

А ещё праздничное напутствие – мир, труд, май! Хорошего отдыха вам, дорогие!

fotoОхОтА’ урок 2 — съемки пейзажа: 14 комментариев

    1. легко! если у тебя есть по теме, могу добавить в саму статью, а то у меня ничего подобного на новом ноуте не нашлось

      1. Её легче всего получить, выбрав точку съемки выше человеческих глаз – вид сверху, но часто это не так-то просто осуществить на практике.

        как-то так??

  1. Аааа, ржу :)))
    Читаю: «…может оказаться близваляющийся мусор, чья-то часть туловища и тому…» и думаю, чей-та часть туловища валяться должна, подснежник что ль ? :))))

  2. Всю неделю ходила с уверенностью, что одно из ключевых слов не природа, а пейзаж. В общем сама себе сузила круг, ну да ладно)

Обсуждение закрыто.